#статьи
Фотостоки: что это такое?
Откуда взялось и почему туда все чаще уходят профессиональные фотографы
Опытный фотограф рано или поздно начинает задумываться о том, какую нишу ему занять в мире фотографии. Разновидностей у фотографии много: свадебная, семейная, предметная, fashion или food – не важно, к какой принадлежит фотограф. Для того, чтобы стать профессионалом, необходимо сузить свою специализацию. Съемка для фотостоков – отличный способ остаться в плюсе при минимальных собственных затратах. Что это такое, как на этом можно заработать и как этим пользоваться самому - разберемся в этой статье.
Фотостоки или фотобанки (имиджбанки, фотоархивы, библиотеки фотографий) служат для лицензированного использования изображений дизайнерами, рекламщиками, журналистами – всеми, кто имеет отношение к тексту и сопровождают его картинками, фото- и видеоматериалами.
История фотостоков начинается с 60-х годов прошлого столетия. Их появление было связано с большим количеством «остаточных» материалов фотографов и фотостудий и пониманием того, что покупка готовой фотографии – дело более выгодное, нежели создание эксклюзивной карточки на один раз. Крупнейшие фотостоки создавались на базе архивов информационных агентств. В России, например, одним из фотобанков является архив агентства ТАСС.
В начале 2000-х интернет достиг пика своей популярности в связи с быстротой и простотой обмена информацией по всему миру за доли секунды. Фотостоки начали активно распространяться по интернету: были созданы веб-хранилища, в которых изображения рассортированы по категориям в тематические галереи или каталоги (по цвету, размеру, тематики и другим признакам).
Принцип таких порталов довольно прост: после выбора нужной картинки вы приобретаете ее вместе с авторскими правами, т.е. с момента перехода картинки в вашу собственность вы имеете полное право размещать ее на ваших сайтах, блогах и вообще, где угодно, в зависимости от вида приобретенной лицензии. До этого момента всё использование изображений со стоков считается нелегальным, с чем активно борются их создатели: например, накладывают на изображения водяные знаки. Конечно, находятся гуру фотошопа, которые способны откорректировать картинку так, что от лишних знаков не останется и следа. Для таких хитрецов существует иной способ защиты – оригинал картинки с высоким разрешением отправляется только после приобретения прав на фотографию, до этого же приходиться довольствоваться откровенно плохим качеством.
На стоковых рынках (мировых сетях фотостоков) можно найти почти любое изображение. Если набрать в строке поиска такие словосочетания, как «человек с апельсином», «кот говорит по телефону» или банальное «чтение» или «бег по утрам», google выдаст вам множество картинок из фотостоков – проверено.

Спрос на пользование фотостоками растет, и вместе с ним увеличивается предложение таких ресурсов. Ведь теперь на таких сайтах можно найти не только фотографии на абсолютно любую тему, но и различные видеоматериалы и даже иллюстрации.

Плата за материалы зависит от множества факторов: от их вида, места и территории использования, от количества времени, тиража и объема прав, распространяющихся на фото/видео или другой приобретаемый контент.
Виды лицензий
Чтобы полноправно использовать изображение с фотостока, пользователю необходимо приобрести "лицензию" на конктент. Основных видов лицензий четыре:
  • 1
    Rights-Managed
    Лицензия c управляемыми правами. Если покупатель приобретает фотографию по такой лицензии, то он обязан предоставлять информацию о деталях использования фотографии.
  • 2
    Rights-Ready
    Материал покупается единожды с точным указанием места и цели использования, при повторном использовании в тех же целях клиент не платит отчислений фотостоку.
  • 3
    Royalty-Free
    Свободные от отчислений; приобретая контент с данной лицензией его можно использовать где угодно и сколько угодно раз.
  • 4
    Editorial
    Редакционная лицензия. При использовании материалов, приобретенных с этой лицензией, клиенту не требуется разрешение от людей, изображённых на фотографиях и не требуется передача прав на использование их образа как при коммерческом использовании фото; материал не используется клиентом в коммерческих или рекламных целях, а только как иллюстрация к какому-либо информационному поводу и др.
Стоимость фотографии при покупке в традиционном фотобанке с лицензией Right Managed составляет от 100 до 400$. Автор снимка получает с такой продажи около 50 % за вычетом налогов.
Для пользования внутри блогов, частных презентаций или иллюстрирования статей существует такая разновидность фотостоков, как микропейментовые фотобанки или микростоки. Они отличаются от традиционных стоков продажей материалов на не эксклюзивной основе и с использованием лицензий «Royalty Free» и подобных за меньшую сумму.

Почему можно платить меньше? Все просто: автор получает с каждой проданной картинки заранее оговоренный процент. Единичная плата может быть небольшой, но сумма от множества продаж для автора может быть внушительной. Традиционные фотостоки недолюбливают «младших» конкурентов, однако это происходит лишь из-за непонимания того, что клиент, который нуждается в эксклюзивной фотографии, никогда не приобретет фотографию на микростоке.
Если же платить за фотографию вам совсем не хочется, то можно воспользоваться дружеблюбными фотостоками, которые требуют лишь указать автора и источник при использовании. Ну или еще более волшебный вариант - фотостоки с лицензией Creative Commons Zero – никаких референсов и платы за используемый контент (некоторые фотостоки требуют регистрации перед загрузкой файла).
Если вы до сих пор сомневаетесь, что фотостоки – это отличный дополнительный заработок для фотографа, подумайте, например, о том, что свадебную фотографию конкретной пары вы продаете этой же самой паре всего один раз. Продав фотографию на фотосток, вы сможете продать одно и тоже изображение десятки, а то и сотни раз.

Если у вас возникает вопрос, что снимать для фотостоков, то здесь вашу фантазию не ограничивает никто. Решающую роль здесь не играет даже качество снимков вашей камеры – на современных смартфонах качество HD не уступает цифровым фотоаппаратам. Коммерческий успех снимка полностью зависит от фотографа: какой свет, фон и композицию он выберет. Снимайте все, что пожелаете: животных, природу, людей на разных фонах, в разных локациях, занимающихся разными занятиями – клиент найдется все равно, потому что фотостоки имеют одно большое и неоспаримое преимущество - продают ваше фото всему миру.
Made on
Tilda