Хотите узнавать наши новости первыми?
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте письма о новых наборах и мероприятиях!
#статьи
История фотопленки:
как волшебная лента привела фотографию к цифре
Она лучше знает о позитиве и негативе, чем личный психолог твоей подруги. Она точно знает, когда ей уже достаточно и не любит светиться. Не терпит мужчин, которые до нее дотрагиваются. Она была в «Зените», но речь не о футболе. Теперь её едва ли использует каждый пятый фотограф.

Она – фотоплёнка.
Фотопленка – явление волшебное теперь лишь для ее современников
Можно бесконечно спорить насчет создаваемого пленкой художественного эффекта и «бездушных» фотографий зеркалок, но, увы, пленка никогда не сравнится с быстротой получения результата и удобством в использовании по сравнению с цифровыми камерами. Материал на полимерной подложке, обработанный специальной светочувствительной эмульсией стал последователем фотопластин (на которые все также снимают некоторые фотографы-консерваторы).
Первый гибкий рулонный фотоматериал и фотоаппарат для него были созданы в 1875 году польским инженером Леоном Варнерке. Сухая эмульсия наносилась на бумажную основу, а затем, после проявления, переносилась на стекло. Однако, из-за высокой стоимости фотоаппарата и комплектующих к нему, этот способ не подлежал коммерциализации и распространения не получил. Успешнее оказалась технология Джорджа Истмена, который использовал новейшую сухую желатино-серебряную эмульсию на такой же бумажной подложке десятилетием позже.
Знакомая всем прозрачная гибкая основа была создана только в 1889 году и изготавливалась она из целлулоида. Материал хоть и был известен за 20 лет до его применения, но использовать его для фотосъемки стало возможным лишь благодаря изобретению Ганнибала Гудвина — слоя против скручивания.
Первые фотопленки как и фотопластинки чувствительные только к сине-фиолетовому излучению выдавали лишь черно-белые изображения на выходе. Способность отражать весь видимый спектр цветов фотопленка получила благодаря немецкому ученому Бенно Гомолка в 1905 году: он открыл вещество, способное реагировать на цвета красного спектра. Годом позже Фредерик Рэттен и Генри Уэйнрайт попытались наладить массовый выпуск цветных фотопленок, однако популярность они приобрели несколько позже, так как стоимость их была слишком высока. Кроме проблемы скручивания для первых фотоплёнок была характерна более быстрая потеря светочувствительности, чем у фотопластинок.
В конце 1920-х годов появились малоформатные и среднеформатные фотокамеры профессионального класса. По сравнению с пластиночными камерами, такие фотоаппараты позволяли носить с собой значительно больший запас фотоматериала, который, к тому же, был нечувствителен к ударам и более удобен в использовании: быстрота перемотки фотоплёнки в сотни раз превышала длительность замены фотопластинки, что было важно, например, при репортажной съёмке.

В СССР выпуск фотопленки начался одновременно с работой первых фабрик киноплёнки в Переславле-Залесском и в Шостке. Интересно заметить, что производство фотоматериалов в те годы было тесно увязано с оборонными отраслями промышленности, поскольку коллоксилин, материал, используемый для нитратной подложки, так же был сырьём для взрывчатки.

Каков же состав фотопленки? Фотоплёнка состоит из одного или нескольких эмульсионных слоёв, нанесённых на подложку. Цветные фотоплёнки имеют более сложное строение. Они состоят из трёх эмульсионных слоёв с разной спектральной чувствительностью. Верхний слой чувствителен к синему свету, средний — к сине-зелёному, а нижний — к синему и красному излучениям. Расположенный под верхним синечувствительным слоем жёлтый фильтровый подслой задерживает синий свет, не пропуская его к нижним слоям, и обесцвечивается при лабораторной обработке.
Кроме эмульсионных слоёв современные фотоплёнки снабжаются дополнительными слоями, несущими вспомогательные функции (для надёжного сцепления эмульсионных слоёв с подложкой, противоскручивающийся слой из желатина, который может выполнять также роль противоореольного слоя, предотвращающего образование ореолов вокруг ярких бликов из-за отражения света от обратной стороны подложки).
Чем же так значимо изобретение фотопленки?
В первую очередь, без этого эволюция фототехники пошла бы другим путем, возможно, более сложным и затратным по времени. Пленка помогла камерам стать компактнее, фотографам — быстрее, а клиентам… нетерпеливее. Большой заслугой можно считать тот факт, что появление гибкой фотоплёнки способствовало созданию кинематографа: первая 35-мм киноплёнка для «кинетографа» была изготовлена Эдисоном из рулона 70-миллиметровой фотоплёнки, которую он разрезал вдоль.
Made on
Tilda