Хотите узнавать наши новости первыми?
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте письма о новых наборах и мероприятиях!
#28FAMILY

ФОТОГРАФ ДМИТРИЙ ГУРИЧЕВ

О РЕЖИМАХ ФОТОГРАФА, ЧУВСТВЕ ВКУСА И ПОЛЕЗНЫХ БОНУСАХ В РАБОТЕ ЗА ОБЪЕКТИВОМ
Как развить вкус и успевать следить за трендами? Когда можно начать снимать на камеру за деньги? Об этом и многом другом мы поговорили с профессиональным фотографом, преподавателем курса «Основы цифровой фотографии» Фотошколы 2.8 и просто суперинтересным человеком Дмитрием Гуричевым.
Как все начиналось
На фото: Дмитрий Гуричев
В юности я был человеком склонным к авантюрам. Однажды знакомые позвали меня в Анапу на месяц, да еще и бесплатно. Я, конечно, согласился, но только потом узнал, что нужно ехать вожатым и работать 24/7. Я никогда не был в лагерях даже ребенком, поэтому волновался. Но обратной дороги уже не было. Я поехал туда и в свободное время стал снимать девчонок на закате. У меня была маленькая беззеркальная камера, и я не понимал, почему у меня не получается так, как я хочу. Почему-то камера мешала мне: я видел глазами одно, а камера выдавала совсем другое. Я стал смотреть, разбираться с балансом белого: например, если его сдвинуть в более тёплую сторону, картинки на закате получаются восхитительными. Я стал читать литературу (тогда её было безумно мало, это сейчас огромное количество каналов на YouTube и прочего), а тогда её приходилось по страничкам собирать. Каждый раз, когда я был в Питере, я всегда покупал себе книгу по фотографии, потому что у нас в городе не было информации на эту тему вообще.
"...Я не понимал, почему у меня не получается так, как я хочу. Почему-то камера мешала мне: я видел глазами одно, а камера выдавала совсем другое..."
Маски не только в Photoshop
У меня есть два режима: режим работы и режим отдыха. Это моя огромная проблема в путешествиях: я не могу снимать. То есть если я снимаю, при мне должно быть все мое оборудование, три-четыре объектива, и всё это должно быть развешено, что достаточно тяжело. И я должен переключиться в другой режим. Смотреть, где, куда и как падает свет. И я уже не могу наслаждаться моментом, мне нужно снимать. Либо, если я всё это отложу, у меня будет уже совсем другое отношение к видимому. Я думаю купить себе какую-нибудь беззеркалочку с нормальной оптикой, и, возможно, она немножко сгладит этот резонанс. А пока есть четкое разграничение: я либо работаю, либо отдыхаю.
когда фотограф просто человек
Для меня быть фотографом – значит иметь возможность посетить те места, которые может увидеть только человек с камерой. А вообще, это, в первую очередь, возможность узнать новых людей. Это не просто получение изображения, а коммуникация - что гораздо ценнее. Нельзя просто прийти к человеку и за 10 минут расположить его к себе – это получится, только если ты пришел с камерой (по крайней мере я не знаю другого способа). Всем людям сначала хочется казаться чуть лучше, чем они есть на самом деле. Поэтому на творческой съемке передо мной всегда стоит задача – снять эту маску с человека и запечатлеть его таким, какой он есть. А это уже очень весёлая психологическая игра. Это имеет отношение к фотографии, но она здесь используется как инструмент, а не как самоцель.
Фото Дмитрия Гуричева
Я был на разных режимных закрытых объектах, был в местах, о которых нельзя вообще говорить. Недавно даже побывал в другом времени: был на заводе Петровского, а там ничего не выдает современную цивилизацию, ничего не изменилось с 1983 года: новейшее оборудование проектирует мужик с паяльником, ни одного компьютера даже нет. Это настолько интересный опыт, и я понимаю, что туда без камеры я точно бы не попал.


С помощью фотографии меня забрасывает вот в такого рода истории, например, мне всегда было интересно, как разливают воду по бутылкам. Однажды у меня была такая нетривиальная задача - снимать на производстве. Я приезжаю, говорю: «Ну, что, показывайте скважину». Директор подходит вместе со мной к забетонированному люку и говорит: «Вот!». Я говорю: «Дружочек, а мы снимать-то что будем с тобой?». Отвечает: «Так мы, это, забетонировали все, чтоб случаев вандализма не было. Там система, там все работает». Я говорю: «Класс! Я для этого, значит, сюда ехал эти двести километров?». Мы поехали и нашли ручей. Положили в него бутылку воды, от неё очень круто отскакивала вода и мы получили совершенно идеалистическую картинку. Если мы не можем продавать технологический процесс, значит, нужно продавать какую-то историю.
У меня на любой случай жизни в телефоне есть человек, которому я снимал свадьбу. Недавно возник вопрос по поводу каких-то лампочек, и я не думал о том, кому позвонить, у меня был знакомый специалист, и мы с ним переделали полностью электричество у тещи. Был также вопрос юридического характера, который мне нужно было срочно решить, и я снова не думал долго о том, к кому обратиться.
"Благодаря фотографии у меня есть люди на любой случай жизни, и они все ко мне очень лояльны, все готовы мне помочь. Они понимают, что на съемке я выкладывался для них больше, чем просто за деньги. Многие из них стали моими хорошими приятелями, а некоторые даже друзьями".
Я не творческий человек. Творческий человек может позволить себе пятьдесят лет снимать одно и то же и формировать свой собственный стиль. Я не могу, я работаю в других реалиях. У меня есть рынок, в котором я востребован. Я не могу снимать для себя. Раньше я брал камеру и ходил на закате снимать город. Сейчас я не могу так делать - у меня нет задачи, я не знаю, для кого я это снимаю. Даже если это безумно красиво, я не буду снимать, потому что не знаю, зачем - у меня нет конечного заказчика. С помощью фотографии я решаю проблемы людей, поэтому я не могу делать снимки для себя - это тоже одна из профессиональных деформаций.
Талант или опыт?
Коммерческая фотография – это в большей степени ремесло. В ней ценится одна единственная вещь – повторяемость результата. Если ты человек творческий – обеспечить повторяемость результата ты не сможешь. Если у тебя есть опубликованное портфолио, и к тебе пришел клиент за этими снимками, ты не можешь дать ему что-то другое или сказать, что у тебя заболел живот или нет сегодня настроения. Твоя задача – сделать то, за чем к тебе пришел человек и за что он заплатил деньги. Это и есть ремесло.

Творческая составляющая, безусловно, тоже должна быть. Если все делать чисто на автомате по каким-то по шаблонам, то ты скоро либо умрешь, либо перегоришь как личность, и тебе все это будет неинтересно. Я не понимаю фотографов, которые берутся за какие-то проекты по восемь часов, и каждые полчаса к ним приходят какие-то новые люди. Зачем называть себя тогда фотографом? Ты – человек, который делает одинаковые изображения. Для этого не нужен ни мозг, ни какая-то составляющая. Просто поставь камеру на штатив, настрой какой-то режим – и все. Так делать ни в коем случае нельзя. Люди все разные, хотят разного и интересны тем, что они разные. Зачастую они - проблемны. Любое взаимодействие с человеком – это потенциальная проблема. И это классно.


«Я обожаю людей, которые приходят ко мне на съемку и говорят: „Мы сниматься-то вообще не любим“. Я говорю: „Слава Богу! Отлично!“. Я ненавижу снимать людей, которые любят сниматься. Они настолько в восторге от самого себя, что сам съемочный процесс превращается в кривляние перед камерой, а это не то. Это — не про мою фотографию. Мне интересно другое».
Деньги нужно заслужить
Как только ты обеспечиваешь повторяемость результата, и он кому-то нравится, как только ты четко понимаешь, что ты выполнишь задачу при любых внешних барьерах, фотографию можно монетизировать. Это требует определенного опыта. Нужно огромное количество времени снимать бесплатно и никому ничего не обещать. Ни в коем случае нельзя, прослушав хоть миллион раз талантливых людей на ютубе или еще где-то, огульно нестись сшибать бабло. Это загубит в тебе фотографа, как только ты услышишь огромный шквал критики на то, что ты не справился с какой-то задачей. А сразу ты не справишься — это не вызывает сомнений.
Это мы сейчас привыкли, что это просто — достаем телефон и получаем изображение. Если у нас есть конкретная задача, то это становится непросто. Фотография — это вообще не просто.
Фото Дмитрия Гуричева
Для фотографа необходимы два качества: чувство вкуса и чувство меры. И если первое еще можно развить, то со вторым — сложнее. Оно либо есть, либо его нет. Чтобы хорошо фотографировать, важна «насмотренность». Я, например, очень люблю ездить в Московский театр. Посмотреть, как выставлен свет, как играют актеры. Я слежу за трендами и люблю, например, почитывать статьи для дизайнеров. У них все достаточно чётко, например: в этом сезоне в моде пальмовые листья. А еще я совсем не смотрю телевизор: весь этот мусор — он не нужен в голове. Это все формирует картину мира и отражается на работах фотографа.
Первым делом начинающему фотографу следует прочитать инструкцию от фотоаппарата. Я серьезно! Нужно понимать, с чем тебе придется иметь дело. И развивать вкус, впитывать все хорошее, чтобы затем отразить это в своей работе.
Хотите обучаться искусству фотографии
у Дмитрия Гуричева?

Успейте занять место на курсе
"Основы цифровой фотографии"!
Made on
Tilda